Фото: https://bamper.by/news-photos/2023/10/15killer/13.jpg
После оглушительной популярности бренда Porsche во второй половине 1950-х концерн General Motors решил выпустить собственный спорткар с заднемоторной компоновкой и независимой подвеской
Chevrolet Corvair (1960 г.) по европейским меркам был среднеразмерным автомобилем длиной 4,6 метра и шириной 1,7 метра и оснащался оппозитным шестицилиндровым мотором воздушного охлаждения на 2,3 и 2,4 литра мощностью 80-100 л.с., а также 4-ступенчатой МКПП или «автоматом» на выбор.
Этот автомобиль инженеры Chevrolet готовили к показу около двух лет и дорабатывали еще столько же. Премьера его состоялась в 1958-м.
Выразительность дизайну придавала «опоясывающая» подоконная линия, автором которой был дизайнер Н.Никлес. Замыкая динамику боковых плоскостей, этот штрих создавал характерный рельеф, который визуально делал кузов более компактным.
Автомобиль назвали Corvair в честь перспективного спорткара Corvette и уже через год запустили его серийное производство.
Как и положено хозяину рынка, General Motors обеспечил своей новинке мощную рекламную поддержку.
Американцы полюбили четырехдверный седан, особенно после того как издание Motor Trend назвало Corvair «Автомобилем 1960 года». Первая четверть миллиона экземпляров этой модели была распродана всего за несколько лет, и руководство Chevrolet дало отмашку на создание полного модельного ряда.
Так появились модели от универсала Corvair до однообъемного грузовичка Greenbriar Sports Wagon. А чтобы привлечь молодежь, разработчики выпустили спортивное купе Corvair Monza с турбированным мотором…
Однако персонал Chevrolet был против выпуска спортивной версии машины. Вице-президент компании Чарли Чейн, курируя своих инженеров, был против многих решений в конструкции Corvair и требовал поставить в нее стабилизатор поперечной устойчивости, на что совет директоров велел ему замолчать.
«Это чертов коммунизм, а не корпорация! Кого ни спросишь, все против этой машины, а как соберутся вместе, так единогласно за!», – ругался он.
Публика прозвала эту машину «Поршем для бедных». Спорткар отличался мягким ходом и необычайно легким управлением, вселяя в водителя ложное чувство безопасности.
Но при поворотах на высокой скорости Corvair начинал вилять задом, его задние колеса, лишенные стабилизатора, подпрыгивали – и машина переворачивалась.
За неполный год она сжила со свету десятки людей, среди которых были как знаменитости, так и простые смертные. С особым усердием Corvair Monza проредил «золотую молодежь» из клана GM.
Старшие сыновья и дочери Кэла Вернера, управляющего директора Cadillac, Сая Осборна, исполнительного вице-президента General Motors, Банки Кнудсена, генерального директора Chevrolet, – все они погибли либо остались инвалидами, попав в аварию на спортивном купе Corvair.
Когда жертвы «Порша для бедных» стали исчисляться сотнями, адвокат Ральф Нейдер занялся собственным расследованием.
Его книга «Опасен на любой скорости» была посвящена, в частности, Chevrolet Corvair, хотя в ней критиковались и другие «продавцы смерти» автомобильной Америки.
После множества дорогостоящих исков General Motors, когда-то сэкономивший $15 на стабилизаторе, провел серьезную модернизацию модели. Спорткупе стало во всех смыслах лучше, красивее и безопаснее. Но клеймо «убийцы» это с него стереть не могло.
В 1967-м по всей стране было продано 30 тысяч Corvair Monza, а еще через год – только 6 тысяч.