Еще недавно электромобиль в Беларуси воспринимался как экзотика, но сегодня это один из самых популярных в стране видов автомобильного транспорта. Государство делает все возможное для того, чтобы население активнее пересаживалось на электрокары.

В немалой степени этому способствует дешевизна электроэнергии. Здесь у Беларуси практически нет конкурентов: наличие собственной АЭС позволяет с запасом закрывать потребности в электричестве, поэтому заправка электромобилей обходится, по большому счету, в копейки.

Единственный нюанс — зарядка требует времени: в зависимости от состояния и конструкции батареи на это может потребоваться от 20-30 минут до нескольких часов, что особенно ощущается при наличии очереди.

От подобных сложностей избавлены жители частных домов. Им не нужно ждать очереди на зарядных станциях: заправить электромобиль можно не спеша в любое удобное время — например, поставив его заряжаться на ночь. Для этой категории населения электромобиль по всем параметрам выигрывает у машин с двигателями внутреннего сгорания.

Мощное конкурентное преимущество электромобилей — отсутствие ввозных пошлин. Импортеры не имеют практически никаких ограничений по ввозу машин с электродвигателями.

Причем это касается и так называемых серых схем. Здесь на помощь импортерам пришли белорусские работники IT-сферы. Не секрет, что данная отрасль в Беларуси развита очень хорошо, и разрабатываемое здесь программное обеспечение соответствует самым высоким стандартам. Навыки и умения белорусских специалистов очень пригодились при ввозе электромобилей по так называемому параллельному импорту.

Машины русифицируют, перепрошивают программное обеспечение и выполняют иные операции, обеспечивающие стопроцентную адаптацию к белорусскому рынку. Это позволяет эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать импортные электромобили без каких-либо сложностей.

В плане использования электромобилей Беларусь выглядит привлекательнее даже самых развитых в экономическом отношении стран. Например, если взять Норвегию, то там внедрение электротранспорта идет со скипом: электричество дорогое, сеть сервисных центров оставляет желать лучшего, да и традиционное доверие к двигателям внутреннего сгорания по-прежнему остается на очень высоком уровне (чему в немалой степени способствуют богатые залежи нефти).

Казалось бы, электромобили должны пользоваться особой популярностью в странах, где нет собственного углеводородного сырья. На практике это не совсем так: например, в той же Словении данный вид транспорта приживается крайне слабо, в первую очередь по причине дороговизны электроэнергии.

А вот в России (и особенно в Москве), популярность электрокаров стремительно растет. Многие автомобилисты (в первую очередь это заметно по любителям марки BMW) попросту устали обслуживать и ремонтировать свои автомобили: по общему мнению, новые модели далеко не так надежны, как их предшественники 10-15-летней давности.

А в условиях дефицита запчастей (который образовался по причине ввода антироссийских санкций и ухода многих западных брендов из России) и их высокой стоимости ремонт премиальных автомобилей становится попросту нецелесообразным. В связи с этим поклонники дорогостоящих авто все чаще обращают внимание на китайские электрокары представительского класса — и даже относительная дешевизна бензина в России не останавливает их в своем стремлении пересесть на электромобили.

У электрокаров есть и еще одно преимущество: они проще и дешевле в регламентном обслуживании. Им не нужно менять масло и фильтры, следить за исправностью газораспределительного механизма и поршневой группы, проверять содержание СО в выхлопных газах. Такие машины экологичны, практически бесшумны, а по уровню комфорта и безопасности не уступают бензиновым и дизельным моделям. Поэтому то, что они в любом случае вытеснят с дорог автомобили с двигателями внутреннего сгорания, уже ни у кого не вызывает сомнений: это лишь вопрос времени.