По статистике, автомобили с полуавтономным вождением все чаще становятся участниками дорожных аварий. Автомобилисты обеспокоены: так ли хороши эти хитрые технологии?..

Интересные исследования были проведены Страховым институтом дорожной безопасности (IIHS). Специалисты много месяцев проверяли работу автомобилей, оборудованных "системами частично автономного вождения".

Участниками эксперимента стали Tesla Autopilot и Volvo Pilot Assist. Изучались не только нюансы эксплуатации технологии "полуавтомата", но и особенности поведения водителей во время езды. Результаты исследования заставляют задуматься.

Владельцы таких "умных" машин очень часто отвлекались от вождения, например, залипали в телефоне или перекусывали, забывая про руль. Многие игнорировали сигналы, предупреждающие об отвлечении от дороги.

Как известно, сегодня активно предлагаются технологии, частично снимающие с автомобилистов водительскую рутину. Процесс вождения заметно упрощается, становится безопаснее для самого водителя и его пассажиров. Немаловажно и то, что компании-производители неплохо обогащаются с продаж систем автопилотов.

Разработка и внедрение модных систем идет в спешке. Производители торопятся заработать на умных технологиях. Результат - участившиеся аварии на дорогах.

Как показало указанное исследование, существующие инновации нуждаются в значительной доработке. Нужны более эффективные методы обеспечения безопасности, чем те, что используются сегодня.

Изображение статьи

Полуавтономное вождение - что это? 

В частичной автоматизации задействуются датчики, камеры, специальные компьютерные программы для контроля скоростного режима машины. Ее ход координируется с действиями других участников дорожного движения. Сегодня уже есть системы, которые способны даже менять полосу движения в автоматическом режиме или по желанию водителя.

Между тем, роль человека в управлении автомобилем все еще первостепенна. Водитель должен постоянно следить за дорогой и при необходимости сразу брать на себя инициативу.

Многие инновационные системы требуют, чтобы водитель держал руки на руле все время. Если возникает экстренная ситуация, автомобилисту необходимо быстро среагировать и перейти в режим ручного управления.

Исследование IIHS проходило с участием 14 водителей Tesla Autopilot, проехавших за время эксперимента свыше 19 300 км в режиме активации системы полуавтономного вождения. Все они получили 3 858 предупреждений по поводу отвлечения внимания.

Тесты показали, что водители реагировали на сигналы примерно через 3 секунды: они легонько толкали руль в ту или другую сторону. Как правило управление в свои руки водители брали лишь в самых экстренных ситуациях, когда возникал риск столкновения.

Что касается 29 водителей Pilot Assist Volvo, эти участники исследования отвлекались очень сильно от вождения автомобилем. Это заняло почти третью часть всего времени, проведенного в пути. Авторы исследования назвали такой показатель "чрезвычайно высоким".

Руководитель Страхового института дорожной безопасности Дэвид Харки подвел итог исследования.

Эти результаты — хорошее напоминание о том, как люди учатся. Если вы научите их думать, что внимание означает подталкивание рулевого колеса каждые несколько секунд, то именно это они и будут делать.

Получается, водители научились обманывать защитные механизмы автопилота, имитируя "внимание" на дороге подталкиванием руля.

 Харки считает, что для систем "частично автономного вождения" необходимы более серьезные меры безопасности. Только так можно будет предупредить злоупотребление умными технологиями. Уж очень часто водитель отвлекается от дороги, забывая про руль, и это реально может привести к беде.