Доступность и дешевизна электроэнергии в Беларуси приводит к росту популярности электромобилей, которыми все чаще пользуются как граждане, так и представители корпоративного сектора.

Преимущества электротранспорта очевидны: им не нужен дорогой бензин или дизельное топливо, а также моторное масло с фильтрами и множество других расходников, обязательных для двигателя внутреннего сгорания. Электрокары практически бесшумны, а отсутствие выхлопных газов делает их безвредными для окружающей среды.

Однако быстрому распространению электротранспорта препятствует отсутствие должной инфраструктуры. Проблема характерна для всех стран, где используются машины с электродвигателем. Производители исправно выпускают и поставляют электрокары, но с зарядкой аккумулятора возникают серьезные сложности.

Как полагает руководитель французского холдинга Peugeot Линда Джексон, производители электромобилей не обязаны думать о создании соответствующей инфраструктуры. По мнению Джексон, этим должны заниматься правительства стран — если, конечно, они хотят, чтобы электротранспорт набирал популярность.

В подтверждение своей позиции глава Peugeot привела ситуацию с машинами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания: как подчеркнула Джексон, производители таких автомобилей никогда не занимались строительством автозаправочных станций.

С точки зрения развитости инфраструктуры для электромобилей Беларусь уверенно входит в число лидеров. Наличие собственной АЗС позволило свести к минимуму стоимость электроэнергии, которая вполне доступна даже людям с невысоким уровнем дохода. И сейчас правительство страны всерьез приступает к формированию и развитию соответствующей инфраструктуры.

Одной из важных задач является установка зарядных станций во дворах многоквартирных домов, на территории жилых комплексов, а также крупных торговых объектов. Это логично: пока человек, допустим, проводит время в торгово-развлекательном центре, его автомобиль стоит на зарядке. А наличие зарядной станции в жилом комплексе будет подтверждением его престижа и статусности.

Важно учитывать и то, что быстрая зарядка негативно сказывается на состоянии аккумулятора. Иначе говоря, чем меньше времени нужно для заряда батареи, тем быстрее сокращается ее эксплуатационный ресурс. Именно поэтому наиболее актуальными являются зарядные станции в жилых комплексах и торгово-развлекательных центрах, где процесс зарядки может осуществляться в течение нескольких часов.

Причем ведутся разговоры о том, чтобы ввести должность помощника, который будет заниматься заправкой электромобиля в отсутствие владельца. Пока он находится в торговом центре, специально обученный человек зарядит его машину. Данная должность представляет собой нечто похожее на работу заправщиков на обычной АЗС, а также парковщиков.

Еще один важный момент заключается в том, чтобы зарядные станции были универсальными. Это означает, что зарядка всех электромобилей независимо от производителя и комплектации должна осуществляться на одном и том же оборудовании — по аналогии с современными смартфонами и планшетами, большинство из которых сделаны под зарядное устройство Type-C.

Недостаточно развитая инфраструктура приводит к перекосу рынка в пользу дорогостоящих электромобилей с большим запасом хода. Недорогие электрокары с небольшой емкостью батареи практически не пользуются спросом, поскольку для частых зарядок нет никаких условий. Фактически весь их потребительский сегмент — это владельцы частных домов, имеющие возможность зарядить электромобиль в любое удобное время.

Поэтому повсеместное строительство зарядных станций станет мощным драйвером для увеличения парка электромобилей, в том числе за счет появления бюджетных моделей с небольшим запасом хода. У таких машин будет намного больше покупателей, чем у дорогостоящих премиальных электрокаров, а значит — рынок электромобилей получит хорошие перспективы для дальнейшего развития.