Данная мера обсуждается в основном на обывательском уровне, а также специалистами и экспертами в сфере безопасности дорожного движения, при этом о выдвижении ее на рассмотрение законодателей речь пока не идет.
Очередным поводом для активизации подобных разговоров стало резонансное ДТП на 14-м километре автомобильной дороги Минск — Витебск.
Автомобиль «Москвич-2141» под управлением 95-летнего водителя на скорости съехал в правый кювет и столкнулся с железобетонной опорой путепровода.
Это случилось примерно в 15:10 по причине резкого ухудшения самочувствия водителя, из-за чего он не смог адекватно управлять транспортным средством.
Его быстро доставили в больницу, но спасти жизнь пожилого человека не удалось.
В связи с этим в прессе стали появляться публикации о других подобных происшествиях как в Беларуси, так и в России.
Так, в Санкт-Петербурге по вине 86-летнего водителя случилась авария, в которой он погиб, а водитель другого автомобиля попал в больницу.
В Минске 92-летний пенсионер сбил на дороге пожилую женщину, которая впоследствии умерла в больнице. В Подмосковье престарелый водитель, перепутав педали газа и тормоза, разбил четыре автомобиля во дворе собственного дома.
По мнению старшего инспектора по агитации и пропаганде отдела ГАИ Московского района г. Минска Любови Трепашко, водители могут стать источником повышенной опасности уже после достижения 60-летнего возраста.
У них снижается скорость реакции, острота зрения, они медленнее ориентируются в сложных ситуациях, иногда непредсказуемо ведут себя на развязках и перекрестках.
Как полагает Трепашко, в отношении возрастных водителей необходимо предпринять ограничительные меры на законодательном уровне.
Общество уже давно разделилось на два лагеря: одни настаивают на введении возрастных ограничений для водителей преклонного возраста, другие считают подобный подход дискриминацией и подтверждают свою позицию тем, что большинство дорожных аварий с погибшими приходится на долю водителей 20-50 лет, в то время как пенсионеры отличаются дисциплинированностью на дорогах.
Действительно, найти пенсионера-лихача — еще та задача, а вот молодежь часто гоняет по улицам, откровенно игнорируя не только правила дорожного движения, но и элементарные нормы безопасности.
А введение законодательных возрастных ограничений на право управления механическими транспортными средствами можно трактовать как дискриминацию по возрасту. И это при том, что многие 90-летние водители ведут себя намного адекватнее и безопаснее по сравнению с 20-30-летними коллегами.
Для решения проблемы необходим поиск «золотой середины». На данный момент таковым представляется ужесточение медицинского освидетельствования для лиц преклонного возраста, что обусловлено естественными возрастными изменениями в организме человека. Можно пересмотреть некоторые критерии для лиц старше определенного возраста или обязать их чаще проходить медицинскую комиссию.
Это справедливее, чем просто однобокий запрет управлять автомобилем для всех, кому исполнилось определенное количество лет.
Еще одной профилактической мерой может являться ввод некоторых ограничений для возрастных водителей на уровне Правил дорожного движения.
Например, можно ограничить для них максимальную скорость движения — по аналогии с тем, как это сделано для молодых водителей, стаж которых не превышает двух лет (им разрешено двигаться не быстрее 70 км/ч).
Также можно ограничить появление водителей-пенсионеров на самых оживленных городских магистралях в утренние и вечерние часы пик или ввести для них максимально допустимую скорость движения в городе до 50 км/ч. Есть и другие меры, с помощью которых можно адаптировать возрастных пенсионеров к современным дорожным реалиям.
О какой-либо дискриминации в данном случае речь не идет: предусмотрены ведь в ПДД особые правила для разных категорий водителей.
Например, кроме вышеупомянутого ограничения скорости для молодых водителей, на многих городских улицах запрещено движение грузового автотранспорта или мотоциклов — и никто не называет это какой-то-дискриминацией: все понимают, что подобные меры введены для безопасности и комфорта на дорогах для всех участников движения.