Аутизм не входит в перечень болезней, при которых запрещено получать водительские права. Однако специалисты не дают однозначного вердикта по этому поводу.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы с выраженным нарушением социальных навыков и наличием склонности к повторяющимся действиям.
Характеризуется отсутствием интереса к людям и общению.

У таких пациентов возникают сложности с пониманием чувств и ощущений собеседника, поэтому они нередко бывают нетактичны в разговоре.

Эти люди, как правило, сильно увлечены каким-то одним делом и могут уделять ему практически все свое время.

Различают разные степени тяжести этого нарушения, в зависимости от способности людей к общению, самообслуживанию и от степени сохранения интеллекта.

В отдельную группу выделяется так называемые "высокофункциональный аутизма", который отличается сохранением интеллекта и речи, при существующих проблемах с социализацией. Последнее включает в себя тревожные расстройства, трудности с сенсорным восприятием, непонимание эмоций других людей.

Список заболеваний, при которых людям противопоказано садиться за руль:

- органические, включая симптоматические, психические расстройства;

- шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;

- расстройства настроения (аффективные расстройства);

- невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства;

- расстройства личности и поведения в зрелом возрасте;

- умственная отсталость;

- психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ;

- эпилепсия;

- ахроматопсия;

- слепота обоих глаз.

Диагноза "Расстройство аутистического спектра" в этом списке нет.

Мнение юристов

Водитель с легкой формой аутизма задал вопрос специалистам: "могу ли я водить машину"? (источник: интернет-портал 911.ру).

Вот какие ответы дали юристы. 

Новосибирск, Тома А. В.:

...в вашей ситуации да можете, вам необходимое для получения прав пройти медицинское освидетельствование, диагноз аутизм не входит в перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

Санкт-Петербург, Деревянко С. Ю.:

Сам по себе аутизм точно не является основанием для ограничения прав. Ограничить права можно из-за недееспособности, психических отклонений.

Новокузнецк, Парфенов В.Н.

Вашего заболевания нет в Перечне медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
А все остальное решает медицинская комиссия-,можете ли вы управлять транспортным средством или нет. Юристы этот вопрос не решают.

Изображение статьи

Мнение водителей

Пользователи в сети разделились на два лагеря. Одни полагают что людям с РАС нельзя водить машину, другие уверяют, что аутисты - отличные водители. А кто-то просто советуют купить права и не заморачиваться. Многие считают, что медики не дадут разрешения на вождение машины в этой ситуации, потому что боятся ответственности за такие решения.

"...технически управлять автомобилем - да, сможет, хотя и далеко не всякий аутист. Водить по дорогам? Нет, нет и нет!"

"...аутисты, если они достаточно адаптированы, становятся даже лучшими водителями, чем среднестатические "нормальные" люди. Аутист меньше отвлекается, и он совсем не склонен нарушать правила! Проблемой для аутиста может стать не управление авто, а его обслуживание: ведь придется общаться с техниками, работниками заправок и т.д".

"...Управлять автомобилем человек, больной аутизмом, может научиться, об этом есть данные от самих аутистов (Ирис Юхансон, например), но им для этого потребуется больше времени, чем здоровым людям".

"Следует помнить, аутист не смотрит в глаза человеку. Это отличительная особенность этих больных. Но на улице бывает так часто, пешеход посмотрит в глаза водителю. В такой момент аутист перестанет себя контролировать... И авария очень вероятна".

"Лично я знаю множество аутистов имеющих права и водящих машину. Юридически, не знаю как в России, но в Израиле мне не откажут в выдаче прав по этому критерию".

Что думают медики

Специалисты полагают, что водить машину люди с РАС могут, но для этого им необходимо пройти специальное обучение у подготовленных для таких целей инструкторов.

Юридических ограничений для получения прав нет, требования к таким водителям предъявляются такие же, как и к остальным. Обычно для получения удостоверения аутистам требуется дольше времени, а также возможны некоторые трудности в обучении.

Почему вождение с диагнозом РАС может быть опасным:

-есть проблемы с концентрацией внимания на собственном вождении, не обращают внимания на то, что другие водители делают на дороге;

-требуется больше времени для обнаружения дорожных опасностей;

-легко отвлекаются;

-слишком связанны правилами;

-неспособны идентифицировать социальные сигналы;

-наблюдается снижение двигательных навыков;

-возникают трудности с многозадачностью.

При этом у водителей-аутистов есть ряд преимуществ:

-желание строго соблюдать правила вождения;

-неукоснительное соблюдение правил дорожного движения;

-ограниченный риск, например превышение скорости.

Изображение статьи

Флаура К. Уинстон, доктор медицинских наук утверждает, что в настоящее время проблеме уделяется недостаточно внимания, исследований в этой области очень мало.
Она перечисляет навыки, которые должны быть у водителей, но которых может не быть у людей с РАС:

Чтобы безопасно водить машину, водителям необходимы зрелые исполнительные функции и когнитивные способности, позволяющие обращать внимание на опасности, обнаруживать их и быстро выбирать безопасную реакцию.

Им нужны навыки социального взаимодействия, чтобы интерпретировать язык тела и действия других водителей и участников дорожного движения, а также коммуникативные навыки, чтобы донести свои действия до окружающих. Им нужна координация, чтобы быстро предпринять действия во избежание аварий.

В журнале Autism были опубликованы результаты проведенных исследований по теме статьи.

Согласно публикации, каждый третий молодой водитель-аутист в Нью-Джерси без умственной отсталости смог без проблем получить водительские права.

Почти 82 процента подростков с аутизмом, получивших разрешение на обучение, получили права в течение одного года. Среди подростков без аутизма этот показатель составил 94 процента.

В течение 24 месяцев после получения разрешения этот показатель составлял почти 90 процентов для детей с аутизмом и 98 процентов для тех, у кого расстройства нет.

Эллисон Карри, старший научный сотрудник Центра исследований и профилактики травм Детской больницы Филадельфии:

Наши результаты показывают, что значительная часть подростков с РАС получают водительские права.

Бенджамин Йерис, научный сотрудник Центра исследований аутизма при больнице:

РАС может в разной степени влиять на принятие решений, обработку информации и внимание.

Соавтор исследования доктор Пэтти Хуанг: возможность получения прав лицам с РАС необходимо обсуждать с врачом, особенно актуальны проблемы с вниманием.

Как учить вождению людей с РАС

Многие эксперты уверены, что водить машину с таким диагнозом можно, однако с такими людьми должны заниматься специально обученные инструкторы, и занятия должны проводиться по особой программе.

Именно проблеме обучения этой категории водителей посвящена статья "Проблема подготовки и сопровождения молодых водителей с расстройствами аутистического спектра"

Авторы исследования: Верещагина Е.Р., Кочетова Т.В., Лукьянова А.В., Петросян М.И. Источник: Портал психологических изданий PsyJournals.ru 

Специалисты перечислили навыки, с формированием которых у водителей-аутистов могут возникнуть сложности:

- быстрое принятие решений в различных дорожных ситуациях и условиях;

- восприятие, «фильтрация» и быстрая переработка информации от дорожно-транспортной среды;

- способность выдерживать определенную траекторию относительно полос разметки на дороге.

Особую опасность для лиц с РАС представляют собой именно внезапные изменения дорожной ситуации, например, пробки, изменение схемы движения, дорожные перекрытия и др.

Внезапно возникающие изменения дорожной ситуации могут спровоцировать у таких водителей проблемы визуального восприятия и привести к «атипичному» восприятию опасности на дороге; при этом водители с РАС становятся опасными для других участников дорожного движения, поскольку они ограничены в понимании и прогнозировании поведения.

Соответственно, их неспособность планировать и осуществлять действия в ответ на изменения окружающей среды могут привести к изменению стиля вождения и замедленной реакции при перемещении в общем трафике.

Авторы также отмечают сильные стороны водителей с РАС.

Такой человек будет стараться строго соблюдать правила дорожного движения, четко следовать им и использовать более осторожный, неопасный стиль вождения, что может снижать риски возникновения аварийных ситуаций по сравнению с другими (не-аутичными) участниками дорожного движения. 

Авторы провели опрос родителей, опекунов, инструкторов по вождению.

Было установлено следующее: простые навыки вождения, — например, следование в полосе движения, — вырабатывались без особых усилий по сравнению с навыками сложными в ситуации многозадачности (например, перестроение и поворот согласно сигналу светофора).

В опросе участвовали 144 инструктора, около половины из них уже имели реальный опыт обучения людей с РАС.

Они отметили ряд особенностей у водителей их подобной категории:

- отсутствие инициативы при взаимодействии с другими, наличие высокой мотивации к обучению, перфекционизм, трудности с коммуникацией — молчаливость;

- тревожность и неуверенность в сочетании с самонадеянностью, низкая эмоциональная реактивность при обнаружении, что другие участники дорожного движения нарушают правила, трудности саморегуляции;

- трудности при обработке информации в многозадачности, излишняя сосредоточенность на деталях, склонность к абстрактным разговорам-рассуждениям при интерпретации поведения других участников дорожно-транспортной среды.

Изображение статьи

Какие советы дают авторы исследования для обучения водителей-аутистов:

1) Уделять внимание развитию способности развитию чувствительности, сензитивности по отношению к другим участниками дорожного движения (вопросы типа: «Что чувствует пешеход, когда автомобиль останавливается слишком близко?», «Что чувствует водитель, когда ему сигналят другие?» и т.п.).

2) Соблюдать систематичность и непрерывность обучения с соблюдением равных временных интервалов (отсутствие больших перерывов).

3)  Обязательное участие (чередование индивидуальных и групповых занятий) в работе групп других (не-аутичных) обучающихся.

По мнению авторов публикации, для облегчения понимания сложных дорожных ситуаций необходима визуализация этой ситуации и многократное ее повторение при более коротких по времени уроках и более медленном темпе обучения.

Что должны уметь инструкторы по вождению, работающие с людьми с РАС:

- демонстрировать спокойствие, терпение, дружеское расположение к обучающемуся;

- избегать открытого и длительного наблюдения за поведением обучающегося; 

- использовать нейтральную интонацию;

- стараться четко формулировать мысли и не быть многословным; 

- делать паузы и делать перерывы для отдыха; 

- давать возможность обучающемуся сосредоточится на последовательном решении различных задач;

- обсуждать различные сценарии поведения в той или иной дорожной ситуации, избегать излишней критики. 

Сама стратегия обучения должна включать большое количество часов практики в реальных условиях вождения.

Более подробно о проблемах, с которыми могут столкнуться водители с РАС, рассказала О. А. Морозова, кризисный психолог, автор статьи "Аутизм и вождение автомобиля".

Вождение - это гораздо больше, чем изучение правил дорожного движения, способность пройти компьютерный тест и сдать экзамен в городе.

Например, существует невербальная коммуникация, которая часто происходит, когда встречается несколько транспортных средств. Водители могут кивнуть или жестикулировать друг другу, чтобы сообщить, кто должен ехать следующим.

Вождение автомобиля  включает в себя социальные отношения, координацию движений, предварительное планирование, гибкость к изменениям, способность фокусироваться, многозадачность, способность расставлять приоритеты и контролировать свою тревогу и сенсорную чувствительность.

Аутизм может в разной степени влиять на принятие решений, обработку информации и внимание. С другой стороны, человек с аутизмом может иметь характеристики, способствующие безопасному поведению за рулем, например, бдительность, чтобы следовать правилам дорожного движения и законам вождения.

Кроме того, водители должны знать, что другие водители не всегда действуют так, как ожидалось. Например, сигнал поворота не всегда означает, что автомобиль собирается повернуть; это может означать, что водитель забыл выключить сигнал.

Водители автомобиля всегда должны быть готовы к неожиданностям, включая изменение маршрута движения (если дорога закрыта), ограничение скорости, приближение транспортных средств со спецсигналами (с громкими сиренами и мигающими огнями), другим агрессивным водителям, поломкам и к дорожно-транспортным происшествиям.

Все водители должны знать, как реагировать, если их остановит полиция, независимо от вины или невиновности, и должны знать, что делать и кому звонить, если машина сломается, закончится бензин, или если они попали в аварию.

Вождение также требует ответственности за техническое состояние и обслуживание автомобиля: необходимо убедиться, что автомобиль заправлен  бензином, все шины целы и накачаны, а все детали (например, дворники) функционируют надлежащим образом.

Изображение статьи

Заключение

Вождение автомобиля с диагнозом РАС не запрещается законом, и главная ответственность за принятие решений в этой щекотливой ситуации ложится, конечно, на врачей. Однако водители "с особенностями" нуждаются в специальной программе обучения и в инструкторах, которые будут "в теме". И именно это на сегодняшний день является главной проблемой.