Доступность природного газа в Беларуси привела к тому, что автопроизводители и автомобилисты стремятся использовать данный вид топлива в качестве альтернативы дорогому бензину и солярке.

Природный газ поступает в Беларусь из России, которая продает его по дружественной цене. С учетом широко развитой газотранспортной инфраструктуры это делает его одним из самых привлекательных энергоносителей.

На это уже обратили внимание автопроизводители из Китая, поставляющие свою продукцию на белорусский рынок. Многие машины из Поднебесной еще на заводах планируется оснащать газобаллонным оборудованием, что намного повысит их привлекательность в глазах белорусских потребителей.

Это особенно актуально для машин, предназначенных для коммерческой эксплуатации — например, в качестве такси или корпоративного транспорта. Предполагается, что китайские автомобили на газе составят серьезную конкуренцию набирающим популярность электрокарам.

Не остались в стороне от прогрессивных тенденций и белорусские автопроизводители. Как заявил генеральный директор холдинга БелАЗ Сергей Лесин, в первом полугодии предстоящего года коллектив предприятия намерен выпустить 130-тонный самосвал с газодизельным двигателем.

Такой силовой агрегат в качестве основного топлива потребляет солярку, а сжиженный природный газ может использоваться в количестве примерно 50% от расходуемого дизельного топлива.

А в конце 2025 года с конвейера предприятия сойдет первый в истории БелАЗ самосвал, работающий исключительно на природном газе. Машина грузоподъемностью 220 тонн сможет без дополнительной заправки работать в течение 12 часов, ее газопоршневый двигатель экономичнее дизельного аналога примерно на 30-35%.

По словам Лесина, уже в обозримом будущем не менее трети выпускаемой карьерной техники марки БелАЗ будет работать на сжиженном природном газе. В настоящее время уже ведутся переговоры с потенциальными покупателями, которые сегодня используют дизельные самосвалы, но осознают все преимущества машин на газовом топливе.

Помимо прочего, использование природного газа способствует продлению эксплуатационного ресурса узлов и агрегатов, увеличению межсервисного интервала, улучшению экологических характеристик.

Неудивительно, что во многих странах мира использованию газа в качестве автомобильного топлива уделяется все больше внимания. Например, с каждым годом стремительно растет количество автомобилей с газобаллонным оборудованием в Узбекистане.

Тоже самое касается Нидерландов: руководство этой страны уделяет много внимания газификации автомобилей — а ведь стоимость газа здесь намного выше, чем в Беларуси.

Как полагает совладелец одной из столичных СТО Дмитрий Лапотко, чем быстрее белорусские автопроизводители (включая Geely и Belgee) обратят самое пристальное внимание на газификацию выпускаемых автомобилей, тем выгоднее будет всем.

По словам специалиста, белорусский рынок готов к наплыву машин с газобаллонным оборудованием: те же таксисты практически поголовно ездят на газе, многие компании переводят свой автопарк на газовое топливо, также снизить расходы на эксплуатацию автомобиля готовы частные автовладельцы.

Есть неплохие перспективы и для экспорта: помимо вышеупомянутого Узбекистана, автомобили с газобаллонным оборудованием наверняка будут востребованы во многих соседских странах, включая Россию. Важно учитывать и то, что в настоящее время данная ниша не столь активно осваивается конкурентами, как сегмент электромобилей. Это означает, что есть все условия для успешного развития автомобилестроения именно в части производства машин с газобаллонным оборудованием.