Дорожное строительство в Беларуси планируется вывести на качественно более высокий уровень, в том числе за счет активного и повсеместного внедрения новейших достижений научно-технического прогресса.

Одна из ключевых ролей отводится развитию и совершенствованию сети камер фотофиксации нарушений и видеонаблюдения. В настоящее время в Беларуси работает около 40 000 таких устройств, причем их количество постоянно растет.

Расширяется и функционал камер. Так, если раньше они фиксировали исключительно превышение скорости, то сейчас появились устройства, способные распознавать в транспортном потоке автомобили, не прошедшие государственный технический осмотр и не имеющие разрешения на участие в дорожном движении. Пойманным нарушителям приходит «письмо счастья»: на первый раз все ограничивается предупреждением, а повторные нарушения караются денежным штрафом.

В ближайшее время планируется установить на перекрестках камеры, которые фиксируют проезд на запрещающий сигнал светофора. Это актуально, поскольку в последнее время на дорогах появилось немало водителей, которые стремятся успеть проскочить перекресток желтый ил даже красный, подвергая большой опасности других участников движения.

Еще одна инновация, уже внедренная на некоторых дорогах — проекционные пешеходные переходы. На проезжую часть направляется проекция дорожной разметки, источником которой являются светодиодные прожекторы, установленные над дорогой. Фактически создается световой коридор, полностью дублирующий «зебру». Это особенно актуально в темное время суток, при дождливой погоде, тумане, на неосвещенных участках дорог и в иных ситуациях с плохой видимостью.

Когда на переходе появляется пешеход, то благодаря световой проекции он становится намного более заметным. Кроме этого, проекционная разметка не стирается, она одинаково хорошо заметна в любое время суток на любом дорожном покрытии (мокром, заснеженном, в лужах и т. п.).

А примерно за 50 – 100 метров от пешеходного перехода можно установить еще одну проекционную установку, которая будет имитировать на проезжей части предупреждающий знак 1.20 «Пешеходный переход». Это будет заранее предупреждать водителей о том, что необходимо быть особенно бдительными, поскольку впереди находится пешеходный переход.

К числу полезных инноваций относится и улучшенная дорожная разметка. Она изготовлена с использованием специальных добавок и обладает повышенной стойкостью к истираниям, а также светится в темное время суток под лучами фар и дорожными фонарями. Это делает ее хорошо заметной при любых погодно-дорожных условиях.

Разновидностью инновационной дорожной разметки являются красные поперечные линии из пластика холодного нанесения. Они предназначены для укладывания у края проезжей части: когда движущийся по трассе автомобиль съезжает с полосы в сторону обочины и наезжает на эту разметку, то раздается шумовой эффект в виде музыкальной мелодии (уже реализованы проекты с песней «Белоруссия» ансамбля «Песняры»). Это помогает отвлекшемуся водителю вовремя заметить отклонение от нужной траектории.

Одной из самых интересных инноваций являются так называемые «лежачие светофоры». Первые из них появились в Гомеле еще несколько лет назад, сейчас планируется распространить их и по другим регионам Беларуси.

Суть заключается в том, что в тротуарную плитку перед пешеходным переходом, а также в дорожное полотно перед перекрестком монтируются светодиодные ленты, которые дублируют сигналы светофора. Это дополнительно привлекает внимание участников дорожного движения и способствует снижению аварийности.

В настоящее время исследовательские и конструкторские подразделения дорожных служб занимаются разработкой еще целого ряда инноваций, подробности о которых пока не раскрываются. Эти работы ведутся при организационной и финансовой поддержке государства — а значит, дорожная инфраструктура Беларуси и в дальнейшем будет активно развиваться и совершенствоваться.