Дорожное строительство в Беларуси планируется вывести на качественно более высокий уровень, в том числе за счет активного и повсеместного внедрения новейших достижений научно-технического прогресса.
Одна из ключевых ролей отводится развитию и совершенствованию сети камер фотофиксации нарушений и видеонаблюдения. В настоящее время в Беларуси работает около 40 000 таких устройств, причем их количество постоянно растет.
Расширяется и функционал камер. Так, если раньше они фиксировали исключительно превышение скорости, то сейчас появились устройства, способные распознавать в транспортном потоке автомобили, не прошедшие государственный технический осмотр и не имеющие разрешения на участие в дорожном движении. Пойманным нарушителям приходит «письмо счастья»: на первый раз все ограничивается предупреждением, а повторные нарушения караются денежным штрафом.
В ближайшее время планируется установить на перекрестках камеры, которые фиксируют проезд на запрещающий сигнал светофора. Это актуально, поскольку в последнее время на дорогах появилось немало водителей, которые стремятся успеть проскочить перекресток на желтый или даже красный, подвергая большой опасности других участников движения.
Еще одна инновация, уже внедренная на некоторых дорогах — проекционные пешеходные переходы. На проезжую часть направляется проекция дорожной разметки, источником которой являются светодиодные прожекторы, установленные над дорогой. Фактически создается световой коридор, полностью дублирующий «зебру». Это особенно актуально в темное время суток, при дождливой погоде, тумане, на неосвещенных участках дорог и в иных ситуациях с плохой видимостью.
Когда на переходе появляется пешеход, то благодаря световой проекции он становится намного более заметным. Кроме этого, проекционная разметка не стирается, она одинаково хорошо заметна в любое время суток на любом дорожном покрытии (мокром, заснеженном, в лужах и т. п.).
А примерно за 50 – 100 метров от пешеходного перехода можно установить еще одну проекционную установку, которая будет имитировать на проезжей части предупреждающий знак 1.20 «Пешеходный переход». Это будет заранее предупреждать водителей о том, что необходимо быть особенно бдительными, поскольку впереди находится пешеходный переход.
К числу полезных инноваций относится и улучшенная дорожная разметка. Она изготовлена с использованием специальных добавок и обладает повышенной стойкостью к истираниям, а также светится в темное время суток под лучами фар и дорожными фонарями. Это делает ее хорошо заметной при любых погодно-дорожных условиях.
Разновидностью инновационной дорожной разметки являются красные поперечные линии из пластика холодного нанесения. Они предназначены для укладывания у края проезжей части: когда движущийся по трассе автомобиль съезжает с полосы в сторону обочины и наезжает на эту разметку, то раздается шумовой эффект в виде музыкальной мелодии (уже реализованы проекты с песней «Белоруссия» ансамбля «Песняры»). Это помогает отвлекшемуся водителю вовремя заметить отклонение от нужной траектории.
Одной из самых интересных инноваций являются так называемые «лежачие светофоры». Первые из них появились в Гомеле еще несколько лет назад, сейчас планируется распространить их и по другим регионам Беларуси.
Суть заключается в том, что в тротуарную плитку перед пешеходным переходом, а также в дорожное полотно перед перекрестком монтируются светодиодные ленты, которые дублируют сигналы светофора. Это дополнительно привлекает внимание участников дорожного движения и способствует снижению аварийности.
В настоящее время исследовательские и конструкторские подразделения дорожных служб занимаются разработкой еще целого ряда инноваций, подробности о которых пока не раскрываются. Эти работы ведутся при организационной и финансовой поддержке государства — а значит, дорожная инфраструктура Беларуси и в дальнейшем будет активно развиваться и совершенствоваться.