Китайский автопром стремительно осваивает новые регионы сбыта. В той же России машины из Поднебесной практически не знают конкуренции после ухода западных, японских и южнокорейских производителей. Но далеко не всегда они оправдывают ожидания.
При внешней респектабельности, солидности и кажущейся надежности китайские автомобили часто становятся откровенным разочарованием для владельцев. Спустя некоторое время после начала эксплуатации у собственника такой машины возникают ассоциации с первыми китайскими магнитофонами, телефонами и прочей подобной техникой, появившейся лет 20 – 25 назад: внешне красиво, а внутри хрупко и ненадежно.
Становится очевидным, что китайские автопроизводители стараются произвести впечатление внешними эффектами, в то время как качество и надежность отходят на второй план.
И здесь речь идет не только о ярком, привлекательном дизайне, благодаря которому автомобиль может смотреться дороже своей фактической стоимости. Так, у некоторых китайских машин даже скрытые узлы и детали сделаны так, чтобы в процессе ремонта и обслуживания вызвать у владельца и механиков эффект «вау».
Например, у популярных электромобилей марки Zeekr на передних колесах установлены невероятно большие суппорта. Создается впечатление, что у этой машины мощная, эффективная тормозная система. Однако при замене колодок выясняется, что их размеры весьма скромны и никак не соотносятся с впечатляющими габаритами суппорта. Остается загадкой — зачем автопроизводитель создал такую бутафорию?
Маленьких колодок явно недостаточно для того, чтобы быстро остановить тяжелый автомобиль, особенно при езде на высокой скорости. Вероятнее всего, они будут перегреваться, стремительно изнашиваться, диски получат неравномерную нагрузку. В такой ситуации рассчитывать на сколь-нибудь приемлемую эффективность торможения не приходится.
Еще одно нарекание в адрес многих китайских автомобилей — слабые кузова, которые страдают от коррозии уже вскоре после покупки. Они не адаптированы к сложным условиям эксплуатации в России (температурные перепады, высокая влажность, химически агрессивные антигололедные реагенты и т. п.), поэтому сразу после покупки такую машину необходимо отправлять на антикоррозийную обработку. Выглядит это как минимум нелогично: человек приобретает новый дорогой автомобиль, и вынужден сразу тратиться на его защиту от коррозии.
По рассказам сотрудников станций техобслуживания, у китайских машин немало мелких, но неприятных недочетов. Например, если в процессе ремонта где-то приходится откручивать болт, то обратно его уже не ввернешь, поскольку резьба приходит в негодность. Приходится нарезать ее заново и ставить болт большего размера.
Программное обеспечение китайских автомобилей достаточно закрытое, нормальных каталогов запчастей нет. Это приводит к непредвиденным трудностям при ремонте и техническом обслуживании: порой никто не знает, где брать комплектующие и расходники. В связи с этим в России ведутся разговоры о том, что нужно на законодательном уровне обязать китайских автопроизводителей поставлять каталоги запчастей и вообще вести более открытую политику по отношению к потребителям. Но практических действий в этом направлении пока не предпринимается.
Многие автомобилистов смущает тот факт, что китайские машины автоматически подключаются к Интернету через Wi-Fi или по другим доступным протоколам. Фактически это позволяет использовать их как инструмент шпионажа и слежения. И если рядовых пользователей данный факт может особо не заботить, то для организаций и предприятий, а также государственных учреждений это очень тревожный звонок.
Однако окончательные выводы о качестве и надежности китайских автомобилей можно будет делать не раньше, чем через несколько лет, когда будут известны первые итоги эксплуатации.
Не исключено, ситуация с китайским автопромом повторит то, что раньше было с магнитофонами, компьютерами, телефонами и прочей техникой из этой страны. Ведь изначально товары из Китая отличались низким качеством и быстро выходили из строя, но сегодня именно в этой стране выпускается огромное количество качественных, надежных ноутбуков, смартфонов, инструментов и прочей высокотехнологичной продукции, продаваемой по всему миру. Очень может быть, что первые китайские машины — это лишь наработка опыта, а в дальнейшем они не будут уступать автомобилям от всемирно известных брендов.
Тем более, что сегодня многие известные автопроизводители из Европы, США, Японии, Южной Кореи активно заходят на китайский рынок, делясь своими технологиями и инновациями. Это дает мощный стимул для развития китайского автопрома и повышения качества выпускаемых автомобилей.