Очевидцы не раз вспоминали, что он частенько говорил: «Бог помогает большевикам»! Скорее всего Сталин и сам был верующим, но его должность не позволяла это демонстрировать публично.
При Иосифе Виссарионовиче была восстановлена патриархия, открывались духовные училища.
Он запретил органам НКВД арест духовенства, разумеется, если они не были уличены в мирских кознях.
По указанию Сталина из лагерей освободили сотни священнослужителей.
Верующим разрешалось свободно посещать церковные службы и носить крестики.
Отрывок из письма Сталина, направленного Менжинскому:
«Планы застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей. На основании изложенного, ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества».
При Сталине неуклонно росло количество приходов.
Так, если в 1944 году их было 8809, то в 1951 году их число составило 14457.
А вот после смерти Виссарионовича, Церкви пришлось трудно.
В 1954 году вышло постановление правительства «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения».
С 1959 года начали массово закрывать церкви и храмы.
---
Абхазия пришлась по душе генсеку, и он распорядился о строительстве дачи близь монастыря.
Разработать проект дома было поручено любимому архитектору Сталина Мирону Мержанову.
Дом должен был быть не просто красивым и удобным, но еще и безопасным. Новоафонскую резиденцию вождя невозможно рассмотреть со стороны моря, где проходит основная дорога и железнодорожная ветка.
К тому же и фасад здания выкрашен в сдержанный зеленый цвет, что полностью растворяет его среди буйной абхазской зелени.
Недаром Новый Афон называют душой Абхазии, здесь заключена многовековая история, именно здесь принял свою судьбу один из апостолов Иисуса – Симон Кананит, а позже Сталин любил работать на Новоафонской даче, напрямую связываясь с Кремлем.
Последний визит состоялся за несколько месяцев до его кончины, что подчёркивает значимость дачи в его жизни.
---
Иосиф был единственным ребёнком в семье бедного сапожника и прачки.
Он рос в нищете и жестокости, часто подвергаясь избиениям от отца-алкоголика.
Его мать, Екатерина Георгиевна, была глубоко верующей православной христианкой и мечтала, чтобы её сын стал священником.
В 1888 году Иосиф поступил в церковно-приходскую школу в Гори, где он проявил себя как одарённый ученик.
Учился на отлично, особенно по русскому языку и литературе. Он также интересовался историей, географией и математикой.
Любил читать книги из библиотеки своего учителя, среди которых были произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Толстого.
В 1894 году Иосиф получил стипендию и поступил в Тифлисскую духовную семинарию - высшее учебное заведение для подготовки православных священников.
Это был большой шаг для мальчика из низшего класса, который едва знал грузинский язык и никогда не выезжал за пределы своего родного города.
В семинарии Иосиф продолжал учиться хорошо, но также столкнулся с новыми проблемами, но не любил строгий распорядок дня, церковные обряды и дисциплину.
Сталин часто конфликтовал с преподавателями и однокурсниками, которые считали его грубым и высокомерным.
В последствии стал интересоваться политикой и социальными вопросами, которые были запрещены в семинарии.