Китайский автопром продолжает захват российского рынка, в этом году поставки в РФ составили свыше 19% всего автомобильного экспорта КНР.

Уже в прошлом году Поднебесная уверенно заняла статус крупнейшего мирового поставщика автомобилей.

В этом году позиции китайского автопрома заметно усилились, страна активно расширяет зону влияния.

В первую очередь, автомобильная экспансия направлена в сторону России. В настоящий момент больше половины российского рынка новых машин приходится на китайские авто.

Если не будут приняты серьезные меры по сдерживанию агрессивной экспортной политики КНР, ситуация может заметно усугубиться.

Для тотального захвата рынка китайский автопром в борьбе за российского потребителя может прибегнуть к демпингу.

Между тем, противодействие уже запущено. В России разрабатываются регулирующие меры, в США вводят запрет на экспорт электрокаров из КНР, в Евросоюзе планируют повышение налогов.

Изображение статьи

Что происходит на мировом автомобильном рынке

В 2023 году КНР по объему мирового автоэкспорта обошел Японию, которая долго удерживала лидирующие позиции.

В текущем году присутствие китайского автопрома в разных странах мира продолжает расти. 

В одном только августе Китай поставил на внешний рынок 610 000 авто, это почти на 40% выше, чем с августом 2023 года.

Если брать объем за весь период с начала года по сегодняшний день, можно отметить, что КНР поставил на экспорт 4,09 млн машин, это на 27% выше, чем в прошлом году.

Между тем, по мнению экспертов, в текущей ситуации Китай будет активно завоевывать именно российский рынок.

За первые 8 месяцев года в Россию было уже отправлено около 705 000 машин. В августе на долю российского потребителя пришлась почти пятая часть всего китайского автомобильного экспорта на общую рекордную стоимость в 2,6 млрд долларов.

Вторым активным потребителем машин из Китая стала Мексика. Туда Поднебесная отправила почти в два раза меньше машин, чем в Россию. Довольно большой объем автомобилей из КНР был поставлен также в ОАЭ, Бразилию, Бельгию.

Стоит отметить, что большую часть экспортируемых на внешние рынки китайских машин составляют модели, оборудованные ДВС.

Между тем, электромобили и подзаряжаемые гибриды поставляются в гораздо меньшем объеме. На их долю за период с начала текущего года пришлось около 1,4 млн единиц. 

И несмотря на эти показатели, экспорт электрокаров все равно постоянно увеличивается.

С января по август 2024 года на мировой рынок было поставлено на 25% больше, чем это было в такой же период в прошлом году. В августе объем экспорта возрос более чем на 20% по сравнению с августом прошлого года и почти на 3% увеличился по сравнению с прошлым месяцем.

Захват российского рынка

В феврале 2022 года китайские автобренды составляли на российском автомобильном рынке не более 9%, по версии "Автостат". В то же время европейским брендам принадлежало 28% рынка, а корейским - 23%.

Когда поставки были приостановлены, а производство на российских заводах заморожено, в стране ощущалась острая нехватка автомобилей. И вот тут в игру вступил китайский автопром.

К концу 2022 года доля присутствия автомобилей из КНР возросла до 19,4%. Воспользовавшись ситуацией накопившегося отложенного спроса, китайцы стали активно наращивать поставки в российские регионы. 

В апреле 2024 года китайские машины заполонили рынок РФ и составили 55,2%. Всплеску интереса у россиян способствовали многочисленные акции и специальные предложения от китайского автопроизводителя.

На текущий момент в России два основных конкурента: местный автопром и китайский производитель.

Небольшую долю составляют поставки глобальных мировых брендов, большая часть которых, кстати, осуществляется все с тех же автомобильных заводов в Китае.

Изображение статьи

Утильсбор против китайской экспансии

В рамках регулирования экспортных поставок в российском законодательстве готовится такое изменение как повышение утильсбора. Автомобильные эксперты уверены, что это может затормозить наплыв китайских автомобилей в РФ.

В Госдуму поступают предложения поднять указанный сбор в два раза на самые востребованные автомобили с двигателем на 1-2 литра.

Индексация, возможно, будет проводиться до 2030 года. К тому моменту утильсбор может достигнуть 1,17 млн руб. с каждой ввозимой в РФ машины или с каждого авто, выпущенного на территории страны.

Российские меры противодействия китайскому засилью на авторынке выглядят достаточно мягкими, если сравнивать с аналогичными действиями других стран.

В США пошлины на электромобили из КНР увеличили в 4 раза.

Европейская комиссия все еще разбирается с ситуацией, касающейся государственного субсидирования китайского производства электромобилей.

Когда расследование завершится, можно будет ожидать введения пошлин на импорт китайских электромобилей с целью покрытия ущерба, причиненного европейской промышленности. О возможной величине пошлин пока ничего не известно, все зависит от результатов расследования и размеров китайских субсидий.

По мнению экспертов, Россия в ближайшее время будет оставаться основным потребителем китайского автопрома.

Ситуация может измениться, если сам Китай приостановит поставки. Это может произойти из-за повышения риска вторичных санкций.

Выдержит ли отечественный автопром конкуренцию

Захватывать российский рынок китайские автопроизводители начали с 2022 года, когда с рынка ушли японские, корейские, американские и европейские бренды. Ситуация была связана с началом российско-украинского конфликта.

Сегодня китайский автопром захватил уже более 61% российского рынка. К октябрю, по мнению экспертов, число автомобилей, поставленных в Россию из КНР может достигнуть 1 миллиона. 

Как считают специалисты, даже введение утильсбора сильно не повлияет на ситуацию, и экспансия китайского автопрома в РФ будет продолжаться. КНР становится серьезным конкурентом для местных производителей.

Перед отечественными заводами остро стоит вопрос наращивания производственных мощностей и формирования спроса. Чтобы реализовать эти задачи, потребуется время.

Расширять модельный ряд и корректировать цены, когда наблюдается острый дефицит запчастей, очень проблематично. В итоге российским автопроизводителям свои модели приходится выпускать в упрощенной комплектации.

В ближайшие пару десятков лет российский автопром намерен наладить производство недостающих комплектующих на местных заводах. В планах довести долю продукции национальных производителей минимум до 50% от общего объема.

Изображение статьи

Для реализации этих целей нужна хорошая материальная поддержка со стороны государства, также должны быть сформированы выгодные условия для покупки машин потребителем.

А пока россияне продолжают активно покупать машины из КНР.

Основные секреты популярности продукции китайского автопрома:

- модели из КНР успешно копируют машины популярных западных брендов, при этом цена предлагается более доступная;

- сборка автомобилей осуществляется на современном оборудовании с соблюдением всех стандартов и использованием европейских запчастей;

- китайские производители знают, с какой стороны зайти на рынок, выбирают локации, где раньше заправляли европейцы.

Что говорят эксперты об увлечении россиян китайскими автомобилями

Первая и очень серьезная из возможных проблем, с которыми могут столкнуться российские потребители, это нехватка запчастей. Складов на территории РФ нет, как долго прослужат сегодняшние новые авто из КНР, неизвестно, так как россияне только недавно начали осваивать эти машины и мало что о них знают.

Конечно, всех привлекают "вкусные" цены, но это преимущество в дальнейшем может сыграть злую шутку.

Автоэксперт Александр Гусаров:

Китайские производители могут позволить себе демпинг, поскольку их очень поддерживает государство с помощью субсидий. Вот и выходит, что они стоят дешевле, чем АвтоВАЗ, а ещё и экранчики всякие красивые.

Я понимаю людей. Покупать «Весту» за 2 миллиона или «Гранту» за 1,5 миллиона они не хотят, но, честно говоря, если бы мне предложили купить китайский «унитаз» или остаться на своём автомобиле, я бы остался на своём.

Техническая "начинка" китайских автомобилей, по мнению специалистов, оставляет желать лучшего:

- детали не выдерживают режима перегрузок;

- электронная составляющая быстро выходит из строя;

- температурные скачки могут нарушать стабильную работу механизмов;

- слабая ходовая часть - эксплуатация не превышает 50 тыс. км;

- утеплитель не справляется со своими функциями на 100%.

Изображение статьи

И самое главное: китайские автомобили все чаще становятся участниками ДТП, главная причина аварий - слабая тормозная система.