Только в сентябре текущего года белорусскими автодилерами, входящими в состав национальной Автомобильной ассоциации (БАА), было продано 4320 новых машины.

Как заявил Сергей Варивода, являющийся председателем правления БАА и руководителем ООО «Автоцентр на МКАД», уже сейчас очевидно, что темпы роста продаж новых автомобилей в дилерских центрах станут рекордными за всю 20-летнюю историю статистики, публикуемой БАА.

Увеличение объемов реализации в сентябре составило 210% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Примечательно, что их всех проданных дилерами автомобилей 44,3% произведены в Республике Беларусь, еще 38,4% произведены или ввезены из России, и 17,3% поступили из стран, не входящих в Европейский экономический союз.

Такое процентное соотношение выглядит вполне логичным: в Беларуси налажено производство автомобилей под брендами Geely и Belgee, в России выпускают популярные на территории бывшего СССР машины марки Lada — именно этим брендам принадлежит львиная доля рынка.

К тому же цены на российские и белорусские автомобили сформированы без таможенных пошлин, а логистика обходится намного дешевле по сравнению с доставкой машин из Европы или других регионов мира.

Кроме этого, автомобили производства недружественных стран сложно ремонтировать и обслуживать из-за санкций, блокирующих поставку многих запчастей, расходников и комплектующих.

Большинство машин не белорусского и не российского производства изготовлены в Китае. Автомобили из этой страны еще несколько лет назад практически не пользовались спросом, но после ввода западных санкций и ухода с рынка европейских, южнокорейских и американских брендов популярность китайских авто резко выросла. Это касается и китайских электрокаров, причем многие покупатели хотят купить именно новый электромобиль.

Как отмечают многие эксперты, автомобильный рынок в Беларуси развернулся в пользу новых машин. Во многом это обусловлено клиентоориентированной политикой дилерских центров, развернувших активную борьбу за покупателей. Предлагаются выгодные кредиты с минимальным стартовым взносом или вообще без него, беспроцентные рассрочки, система trade-in, скидки на техническое обслуживание купленных автомобилей, КАСКО в подарок и пр.

В то же время подержанные автомобили подорожали, но найти действительно качественную машину с пробегом стало сложнее. Перекупщики научились искусно маскировать все недостатки и превращать фактически «умерший» автомобиль в презентабельное с виду авто, которое можно продать за неплохую цену.

Однако вскоре после покупки у нового владельца начнутся серьезные проблемы из-за постоянных поломок, на устранение которых будут уходить приличные деньги. В конечном итоге человеку приходится решать дилемму: или продавать откровенный неликвид (что не всегда целесообразно, поскольку в ремонты уже вложена приличная сумма), или оставлять себе с риском потратить на него еще неизвестно сколько денег.

Фактически отпал такой сегмент, как доставка автомобилей из США. Покупать машину этим способом стало невыгодно ввиду резко подорожавшей и усложнившейся логистики. К тому же появились дополнительные и непредсказуемые риски: например, многие пострадали из-за ситуации в Клайпеде, где литовские таможенники задержали большую партию подержанных автомобилей, в том числе и из США.

Одним из альтернативных вариантов является ввоз машин через Грузию, но никаких гарантий никто не дает, и даже в благополучном случае доставка может затянуться на много месяцев (не исключено, что авто придет поцарапанным, разукомплектованным или с другими непредвиденными проблемами, разбираться с которыми сегодня никто не будет).

Любопытная тенденция сложилась в сфере ремонта и регламентного сервиса автомобилей. Услуги так называемых «серых» СТО подорожали, в то время как обслуживание в дилерских центрах пусть ненамного, но подешевело (это касается в том числе и новых запчастей, особенно для автомобилей недорогого сегмента).

С учетом всех этих факторов многие покупатели приходят к логичному выводу: чем брать «кота в мешке» и тратиться на его содержание, лучше купить новый автомобиль, с которым если и случится поломка — то ее устранят по гарантии. Именно поэтому продажи новых автомобилей в Беларуси бьют все рекорды, а независимые эксперты полагают, что данная тенденция сохранится и в обозримом будущем.