Завершившаяся недавно автомобильная выставка «Моторшоу-2024» стала заметным событием — подобные мероприятия в Беларуси проводятся нечасто, но при этом она оставила после себя двойственное впечатление.

Первое, что обратило на себя внимание — это отсутствие хорошо известных западных брендов, в первую очередь это Mercedes, BMW и Audi. Как отметил один из главных организаторов мероприятия Дмитрий Ярота, до последнего времени была надежда, что они все же будут присутствовать на «Моторшоу-2024», но санкционные ограничения не позволили им представить свою продукцию на стендах выставки.

Кроме этого, еще около десятка брендов по разным причинам, в том числе форс-мажорного характера, также не смогли принять участие в данном мероприятии, причем это стало известно только в последний момент. Положительным моментом можно считать то, что посетители выставки смогли ознакомиться с новинками от японского производителя Nissan, в числе которых были гибридные модели и кроссовер с электроприводом.

По словам председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Варивода, мероприятие можно считать удачным, однако ему немного не хватило шоу. Были и некоторые сложности организационного характера, которых в будущем хотелось бы избежать.

Также не оправдались ожидания относительно посещаемости: по официальным данным, за все дни количество посетителей составило 25 000 человек — это примерно вдвое меньше по сравнению с планами организаторов, которые намеревались собрать на мероприятии минимум 50 000 человек.

Тому есть две основные причины. Во-первых, дорогие билеты: 29 рублей — все же ощутимая сумма, особенно если прийти на мероприятие семьей из 3-4 человек. Отдать такую сумму за то, чтобы посмотреть преимущественно на китайские автомобили, оказались готовы далеко не все. Кстати, в первый день «Моторшоу-2024» билеты стоили по 79 рублей, что дорого даже для семей с неплохим достатком.

Во-вторых, организаторы не сумели наладить прием платежей с мобильных телефонов. Это лишило возможности посетить выставку многих желающих — особенно с учетом того, что в последний день работы в течение четырех часов невозможно было рассчитаться платежными карточками из-за технического сбоя у банка-эквайера.

С учетом всех вышеперечисленных факторов возникает вопрос: каковы перспективы проведения в Минске «Моторшоу» в следующем, 2025 году?

Вероятно, организаторы сделают правильные выводы и сумеют устранить недостатки, которые вызвали нарекания у посетителей и широкой общественности. Однако есть один вопрос, решение которого вряд ли находится в их компетенции.

Имеется в виду представительство брендов на «Моторшоу». Здесь многое зависит от политической ситуации: если санкции в отношении Беларуси будут ужесточаться или хотя бы останутся на прежнем уровне, ждать присутствия известных автопроизводителей с мировым именем вряд ли стоит. В таком случае мероприятие может превратиться в бенефис китайских автомобилей (включая электрокары), слегка разбавленный белорусскими машинами Geely и Belgee, а также представителями неувядающего российского бренда Lada.