
Владелец компании Tesla миллиардер Илон Маск сделал сенсационное заявление о том, что его деятельность по производству электромобилей будет постепенно сворачиваться, а основной акцент планируется сделать на выпуске водородно-электрических машин.
Подобное решение миллиардера во многом обусловлено неутешительными итогами квартального отчета, в котором продажи Cybertruck и Model Y оказались ниже прогнозируемого уровня. Это привело к падению акций компании Tesla на 14%.
После этого Маск заявил о своей неуверенности в том, что электромобили ждет хорошее будущее. По мнению миллиардера, имеет смысл сконцентрировать основные усилия на производстве автомобилей с гибридными водородно-электрическими силовыми установками.
Руководитель Tesla рассказал, что концепт инновационной машины будет продемонстрирован уже летом текущего года. Это будет гибридный автомобиль, оснащенный литий-ионной батареей (заряжается от электросети) и водородным топливным элементом. Предприятие по изготовлению водородных элементов называется Gigahydro и расположено в Техасе.
Биржевой рынок отреагировал на эту новость вяло: вначале акции Tesla подешевели еще на 3%, но затем отыграли часть потерь на фоне новости о том, что Илон Маск заключил договор о партнерстве и сотрудничестве с Toyota и Shell с целью построения сети водородных заправок в Европе и США.
Однако идея использования водорода в качестве энергоносителя не является новинкой. В России данный газ производится в промышленных масштабах, причем объемы выпуска стабильно растут. Так, за 2024 год в стране было изготовлено 2,5 млрд. кубометров водорода, что на 3,5% больше по сравнению с предыдущим периодом. А к 2029 году государственная корпорация «Росатом» планирует ввести в строй на Сахалине новый завод по производству водорода проектной мощностью до 36,5 тысяч тонн в год.
Это будет мощным стимулом для переориентации автомобильной промышленности России, а также ее ближайшего союзника Беларуси на выпуск машин с водородно-электрическими двигателями. Данное направление выглядит особенно перспективным в свете того, что электромобили пока явно не оправдывают своих ожиданий, их популярность во всем мире падает, а перспективы выглядят туманными.
С этой точки зрения очень здравым выглядит решение властей России и Беларуси не торопиться с производством электромобилей — несмотря на то, что мощности для этого можно было бы организовать. Так, в России есть АвтоВАЗ, а также автозаводы, оставшиеся после ухода западных брендов. А в Беларуси стремительно растет популярность автомобилей Geely и Belgee, собираемых на территории страны из импортных комплектующих.
То, что торопиться с производством электромобилей не стоит, было очевидно, поскольку данную нишу стали стремительно осваивать автозаводы из Китая. Они фактически заполнили и российский, и белорусский рынки своими электрокарами, и конкурировать с ними особого смысла не было.
А вот ниша автомобилей с водородно-электрическими двигателями осталась свободна: китайцы чересчур увлеклись электрокарами и данным направлением еще не интересовались, поэтому у белорусских и российских автопроизводителей есть все шансы для того, чтобы совместными усилиями в рамках Союзного государства стать пионерами данного сегмента на евразийском континенте.